Повторим.
Домашнее задание проверим, проведя тест “Да-нет”. Ответ даёте одним словом. Согласны – “да”, не согласны – “нет”.
Домашнее задание проверим, проведя тест “Да-нет”. Ответ даёте одним словом. Согласны – “да”, не согласны – “нет”.
- В составе воздуха больше всего кислорода. (Нет.)
- В воздухе есть водяной пар и частички пыли. (Да.)
- Озон защищает Землю от избытка солнечной радиации. (Да.)
- Воздух плохо сжимается. (Нет.)
- Воздух имеет форму. (Нет.)
- Воздух проводит звук. (Да.)
- Воздух хорошо предохраняет зимой землю от промерзания. (Да.)
- Прибор для измерения давления воздуха называется термометр. (Нет.)
А вы когда-нибудь задумывались, как движется воздух?
Ребята, дома вы тоже можете это проверить. И узнать, что такое ветер.
Опыт № 1.
Возьмите в руки веер. Помашите.
Ветер – это перемещающийся воздух.
Сейчас мы с вами заставили двигаться воздух.
А что заставляет двигаться воздух в атмосфере Земли? На этот вопрос нам предстоит ответить.
Если понаблюдать за дымом из трубы (на даче, на заводе), то можно заметить, что дым идет вверх.
Почему? (Тёплый воздух поднимается вверх, т.к. при нагревании расстояние между молекулами увеличивается и он расширяется.)
Нагретый огнём воздух легче, чем окружающий его холодный. Вот дым и устремляется вверх. Так зарождается вертикальный ток воздуха – начало всех ветров на Земле.
Наблюдение.
Нарежьте полоски бумаги и поднесите сверху к батарее.
Понаблюдайте за движением полосок бумаги над батареей. (Полоски поднимаются вверх.)
Как вы думаете, движется ли холодный воздух? (Да.)
Вспомните, что вы чувствуете, когда открываете окно, дверь в подъезде и т.п. (Поток холодного воздуха.)
Холодный воздух очень быстро проникает внутрь помещения. Расстояние между молекулами маленькое, воздух тяжёлый. Он как бы вливается внутрь.
Опыт № 2. Для него нам потребуется помощь взрослого.
Подтвердить это можно на опыте со свечкой.
Зажженную свечу поднести к двери или к окну. Сделайте вывод по рисунку.
Движение воздуха возникает тогда, когда температура в помещении не везде одинакова.
Тёплый воздух поднимается вверх, а на его место приходит холодный.
Теперь можно ответить на вопрос “Почему в комнате форточки делают вверху, а батареи внизу, под окном?”
Движение воздуха теперь можно зафиксировать специальными приборами.
Такой же круговорот воздуха происходит в природе (в атмосфере (табличка на доске)). Солнечные лучи в течение дня пронизывают воздушную оболочку Земли. Часть из них достигает поверхности. Они нагревают почву, камни и скалы, воду морей и океанов. А те отдают это тепло, окружающему воздуху, и воздушная оболочка Земли (атмосфера) нагревается.
Вода и суша нагреваются неравномерно.Вода нагреется медленнее. Следовательно, и остывать будет медленнее. Поэтому днем ветер дует с воды на сушу, а ночью наоборот.
Обобщение.
Расскажите, как возникает ветер.
Ветры носятся над всей Землёй – над сушей и океанами. Одни из них дуют постоянно в одном и том же направлении. Другие, время от времени, меняют своё направление на противоположное. Есть ветры, которые охватывают весь земной шар, но есть и местные ветры. Всего на Земле насчитывают около 300 различных названий ветров.
Значение ветров.
Как вы думаете, нужны ли ветры?
Домашнее задание. Стр 30 - 32, РТ № 72
Комментариев нет:
Отправить комментарий