Здравствуйте, ребята!
Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.
Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.
7 февраля.
Классная работа.
Прочитайте слова
Дом, дым, дуб, дупло
Что в них общего? (Они начинаются на букву Д, это существительные, неодушевленные, нарицательные)
А у буквы Д какая пара? (Буква Т)
На минутке чистописания пропишем соединение Дт Тд
Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:
Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.
Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.
Назовём предметы. Выделим последние звуки.
Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Таз. Слышим звук С – пишем букву З.
Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.
Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.
Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.
Сегодня я познакомлю вас с четырьмя способами проверки парных согласных.
Запишите в столбик
Груз – грузы
сугроб – сугробы
плод – плоды.
Не забудьите подчеркнуть орфограмму. Что изменяли? Число. Форму слова.Что значит изменить форму слова? Это значит изменить окончание
Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.
флаг – нет флага
мороз – нет мороза
клюв – нет клюва.
Второй способ: мысленно подставить слово «нет».
ножка – ноженька
лапка – лапочка
травка – травушка.
Выделите корень. Что такое корень? Это общая часть однокоренных слов. А однокоренные слова? Это слова с одинаковым смыслом и одинаковым корнем.
Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.
рыбка – рыбный
книжка – книжный.
Что стоит после опасной буквы? Буква Н.
Четвертый способ: надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.
А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.
Запишите слова в столбик и подберите проверочной слово, удобным способом.
Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.
Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.
Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.
…… цветёт весной.
Мама сделала …… из огурцов.
Зимой идёт……
…… намело во время пурги.
После драки под глазом……
…… сена убрали в поле.
Проверим, что получилось (один из вариантов).
Сад цветёт весной.
Мама сделала салат из огурцов.
Зимой идёт снег.
Сугроб намело во время пурги.
После драки под глазом синяк.
Стог сена убрали в поле.
Вы молодцы!
Домашнее задание: повторить способы проверки, упр 39
Комментариев нет:
Отправить комментарий