Пропуски
букв у младших школьников.
Уважаемые
родители, многие из Вас столкнулись со
специфическими ошибками у своих детей, таких как ПЗИ (пропуски, замены,
искажения) букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к
специфическим ошибкам письма - Дисграфии. Но не забывайте, что ошибки
делают все люди, но дети с дисграфией
допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер.
Пропуски букв
могут быть связаны с различными причинами:
v - несформированность внимания.
Это
может быть по причине гиперактивности ребёнка, неумения контролировать своё
поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок.
Также,
возможно у ребёнка просто не развивали должный уровень внимания ещё в
дошкольном возрасте.
v - несформированность слогового, звукового анализа и синтеза.
Это
умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в
слове (анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы
написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане.
Например: слово рука состоит из
звуков (р), (у), (к), (а). Это можно сравнить с мелодией. Для того, чтобы её
написать, нужно знать, из каких нот она состоит.
v - несформированность звукопроизношения и звукоразличения.
(фонетико-фонематические нарушения)
В
случае, если ребёнок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова,
он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.
v - несформированность слоговой структуры слова.
При
затруднениях произносить слова со
сложной слоговой структурой типа баскетбол,
аквалангист, регулировщик, шестнадцатиэтажный, экскурсовод и тому подобное,
школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в
слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и, следовательно,
неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов.
v - несформированность графомоторного навыка.
Письмо
на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для
автоматизации навыка многим нужно больше
времени, чем даёт школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в
одном темпе со всем классом.
v - различные физиологические проблемы.
Например,
если ребёнок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания
падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением
мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом.;
может быть и такое, что не все зоны мозга
достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по-разному.
Поэтому,
возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а кому и
медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный
подход со стороны всех специалистов.
Основные направления работы при коррекции пропуска
букв.
Ø - развивать
слоговой и звукобуквенный анализ
Если проанализировать пропускаемые буквы, то
мы увидим, что чаще всего пропускаются ГЛАСНЫЕ. Дети часто считают их частью
согласных. Поэтому очень важно научить ребёнка выделять в первую очередь
гласные слова.
Упражнения.
1. «Подсчёт слогов и звуков в слове»
Попросите произнести ребёнка слово по СЛОГАМ; затем
выделить гласный в каждом слоге. Затем назвать все гласные по порядку. Затем
последовательно перечисляем все звуки слова, т.к. согласные тоже пропускаются
(для такой работы лучше брать слова без мягких согласных (без йотированных
гласных), чтобы не было путаницы при несовпадении количества звуков и букв).
Это всё мы делаем устно, лучше с помощью цифрового ряда. Двигаемся в порядке от
более простого к сложному:
§ - односложные слова, типа мак, дом, куст;
§ - двусложные слова, типа мама, луна, карта, парус, дракон;
§ - трёхсложные слова, типа рукава, капуста, скалолаз, охота;
§ - четырёхсложные слова, типа сарафаны, крокодилы, барабаны и т.д.
Для школьников 2-х, 3-х классов важно, чтобы при
перечислении звуков не было пауз, при которых они мысленно могут возвращаться к
началу слова, заново пытаясь вычленить каждый звук. Это означает, что этот
навык у них ещё не достаточно сформирован.
2.
«Назови порядковый номер звука»
Можно задать два вида вопросов:
- Какой по счёту звук «т» в слове каток?
- Назови третий по счёту звук в слове каток.
Для
усложнения задания можно задавать такие вопросы:
- Какой звук идёт после звука «а» в
слове каток?
- Какой звук идёт перед звуком «о» в
слове каток?
- Какой звук идёт между звуком «а» и
звуком «о» в слове каток?
3. « Схемы
слов»
·
- выкладываем звуковые схемы слова с помощью
красных, синих и зелёных квадратов;
·
- подбираем слова
к заданной схеме
4.«Пишем
буквы разным цветом»
Можно использовать такие методы, как: запись только
гласных слова; запись гласных красной ручкой; запись слов тремя ручками
(гласные – красной, твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной).
Ø
-развивать внимание
Существует много литературы, дидактических
материалов для развития внимания.
Вот
некоторые упражнения:
1.Таблица цифр «методика Шульте».
Нужно
найти и назвать цифры по порядку с 1 по 25. Предлагаются различные варианты
заданий.
2
|
13
|
1
|
8
|
20
|
17
|
6
|
25
|
7
|
11
|
22
|
18
|
3
|
15
|
19
|
10
|
5
|
12
|
24
|
16
|
14
|
23
|
4
|
9
|
21
|
2.«Найди отличия»
3. «Найди
буквы (слова)» Вариант «корректурных проб»
Предлагается найти заданные буквы или слова среди
лишних букв.
Например:
·
- Подчеркни все
буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;
·
- Найди слова и
подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие
действия предметов – двумя чертами.
Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшпьыщшптицыщво;
- чтение и запись склеенных предложений (без
использования лишних букв);
- чтение и запись склеенных предложений ( с
использованием лишних букв).
4. « Спиши буквы»
Предлагается списать ряд хаотично стоящих букв.
НТЩАКТЖВХИ
5.«Чтение с использование алфавита»
- Отгадай слова, заменяя каждую букву
другой, той, которая стоит после записанной буквы.
Например: ЛТФЯ – муха
Можно использовать предыдущую букву.
6.«Кодирование»
- Зашифруй
слова (мост – 2894)
- Расшифруй
слова (23458 – метро)
Дан
ключ :
Н
М Е Т Р А Л О С
1
2 3 4
5 6
7 8 9
7.«Чтение
и запись слов и предложений, записанных или произнесённых наоборот»
Сложность постепенно увеличиваем.
8.«Найди
ошибку»
Данное задание лучше использовать на последних этапах
коррекционного процесса.
Желательно также менять вид деятельность
через каждые 10-15 минут, т.к. концентрация внимания падает, давать ребёнку
отдохнуть, подвигаться и заниматься не более часа.
Ø
- тренироваться в
умении воспроизводить слова со сложной слоговой структурой
Если
по каким-либо причинам Ваш ребёнок не занимается с логопедом, вот несколько
советов:
·
- начинайте с
более простых по слоговому составу слов;
·
- отхлопывайте,
прошагивайте, пропрыгивайте и т.п. слова по слогам;
·
- повторяйте
«трудное» слово много раз. Например: «Скажи слово каждому пальчику»;
·
- произносите
слово в словосочетаниях, предложениях с увеличением речевой нагрузки и
скорости. Например: «Посчитай космонавтов» ( Один космонавт, два
космонавта,….пять космонавтов,…)
Ø
- развивать навык самоконтроля
Не
забывайте приучать школьника тщательно каждый раз проверять свою работу.
Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его
зная, поэтому такие* мелкие детали*, как отсутствие одной буквы не замечают.
Можно
использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно,
читая по слогам.
Можно
проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.
Главное,
чтобы проверка вошла в привычку.
Хорошие упражнения, спасибо
ОтветитьУдалить